Страница обновлена 07.10.2021

 

Методические рекомендации для педагога дополнительного образования по организации учебного занятия

Методические рекомендации разработаны с целью помочь начинающим педагогам дополнительного образования систематизировать виды и типы учебных занятий; определить их структуру; выстроить модель учебного занятия, определить задачи, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа занятия.

Цель данных рекомендаций оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Образовательный процесс – это целенаправленное взаимодействие педагога и обучающихся, в ходе которого решаются задачи обучения, воспитания и общего развития обучаемых.

Образовательный процесс является управляемым, следовательно, должен включать в себя следующие элементы:

  • планирование,
  • организация,
  • стимулирование,
  • текущий контроль,
  • регулирование деятельности и
  • анализ результатов.

Все эти элементы должны быть представлены в деятельности педагога.

Дополнительное образование детей обеспечивает максимально широкий спектр методов и форм реализации деятельности, который позволяет детям с разными интересами найти занятие по силам и по душе, проявить свое творчество в разнообразных видах деятельности.

Современное дополнительное образование ставит личность ребёнка на главное место и создаёт социально-психологические условия для её развития, а также для формирования универсальных учебных действий.

Учебное занятие является основным элементом образовательного процесса. В системе дополнительного образования форма его организации в значительной мере отличается от учебного занятия в общеобразовательной школе. Главным становится выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний в сотрудничестве с педагогом и другими обучающимися, а также общение.

При подготовке к проведению занятия следует честь, что важным этапом в организации педагогического процесса является планирование деятельности. Планирование, а также разработка учебной документации позволяет педагогу грамотно организовать учебные занятия, рационально использовать учебное время, отслеживать результаты.

Педагог дополнительного образования, особенно начинающий, часто испытывает трудности при моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.

Данные методические рекомендации созданы для оказания методической поддержки педагогам дополнительного образования при разработке и проведении учебного занятия.

Требования к занятию в системе дополнительного образования

Следует выделить такие общие требования к современному занятию в системе дополнительного образования детей:

  • Своевременное начало, темпоритм
  • Хорошее начало и хорошее окончание;
  • Создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности
  • Активная позиция ребенка
  • Чётко сформулированные тема, цель, задачи урока
  • Соотнесение цели и результата
  • Соответствие способов работы поставленным целям и содержанию
  • Логическая стройность и законченность
  • Создание и поддерживание познавательной и самостоятельной активности детей
  • Последовательность и четкая дозировка материала
  • Применение разнообразного арсенала методов и средств обучения, создание необходимых  учебно-материальных условий
  • Наличие продуманного плана-конспекта занятия
  • Проведение рефлексии
  • Мотивация детей к дальнейшей работе в детском объединении.

Методы организации занятия в детском творческом объединении в УДО

  • Репродуктивный;
  • Словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
  • Методы практической работы.
  • Метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;
  • Исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты.
  • Методы проблемного обучения: эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций, поиск и отбор аргументов и решение проблемы обучающимся.
  • Проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование деятельности, конкретных дел;
  • Метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра и т.п.
  • Наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи, графики, демонстрационные материалы.
  • Использование на занятии средств искусства: активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приёмов.

Структура занятия

Примерная структура занятия в системе дополнительного образования включает в себя следующие такие этапы:

1. Организация начала занятия (актуализация знаний)

2. Постановка цели и задач занятия (мотивация)

3. Теоретическая часть (ознакомление с новым материалом)

4. Практическая часть (первичное закрепление навыков)

5. Рефлексия

Разработка занятия

При разработке занятия педагогу дополнительного образования необходимо:

  • изучить учебно-тематический план реализуемой образовательной программы,
  • согласовать определенный раздел и тему с содержанием программы,
  • определить взаимосвязь содержания занятия с предыдущими и последующими,
  • определить тип и структуру занятия,
  • сформулировать  тему, цель, задачи занятия.
  • подготовить учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др.
  • продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.
  • подобрать индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми,
  • разработать краткий конспект настоящего занятия.

Кроме того, педагог при проведении занятия обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, использовать в своей педагогической деятельности здоровьесберегающие методики.

Написание плана-конспекта занятия

Учебное занятие в системе дополнительного образования является сложным психолого-педагогический процессом. В связи с этим к нему предъявляется ряд различных требований. Учебное занятие должно выполнять триединую цель обучения, развития и воспитания. Для этого нужно его тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно выбрать удобную для себя модель плана учебного занятия, которая должна содержать:

  • цели, задачи, методы и приемы обучения и воспитания ребенка в границах темы занятия;
  • структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
  • содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
  • мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;
  • формы и способы взаимодействия с детьми, общение;
  • образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
  • ведущие виды деятельности участников занятия;
  • приёмы управления вниманием, активизация детей;
  • образцы корректирующих упражнении;
  • приёмы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
  • диагностика результатов занятия, формы подведение итогов.

«Кодекс профессиональной этики педагога»

Раздел 1. Общие положения

1.1. Кодекс профессиональной этики педагога разработан с целью определения основных норм в отношениях педагогов с участниками образовательных отношений.

1.2. Положение о нормах профессиональной этике педагогических работников образовательного учреждения регулирует организацию единого педагогического подхода к процессу образования, предусматривает единые требования к педагогическим работникам, создает комфортные условия для учащихся, педагогов и родителей (законных представителей), формирует микроклимат доверия и сотрудничества.

2.Выработанные нормы профессионального поведения обязательны для всех педагогических работников, независимо от занимаемой должности, преподаваемого предмета, наличия наград и поощрений, стажа педагогической работы.

3.1. Источники и принципы педагогической этики.

Нормы педагогической этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций российской школы, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, норм международного права.

3.2. Принципы этики педагога.

Профессиональная деятельность педагога характеризуется особой ответственностью перед учащимися, родителями учащихся, обществом. При осуществлении своей деятельности педагог руководствуется следующими принципами:

  • гуманизм;
  • толерантность;
  • профессионализм;
  • законность;
  • справедливость;
  • ответственность;
  • демократичность;
  • взаимное уважение.

4. За нарушение норм профессионального поведения на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание по итогам соответствующего расследования.

Раздел 2. Личность педагога

2.1. Педагог должен быть положительным примером для учащихся.

2.2. Педагог является честным, порядочным человеком, дорожит своей репутацией.

2.3. Поступки, совершаемые педагогом, не должны  наносить ущерб престижу профессии.

2.4. Педагог требователен к себе, занимается самосовершенствованием.

2.5. Педагогу присущи самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание. Педагог не должен терять чувства меры и самообладания.

2.6. Педагог соблюдает нормы русского языка, все виды норм культуры речи, не допускает использования  ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

2.7. Педагог несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие и воспитание учащихся.

Раздел 3. Взаимоотношения педагога с участниками образовательных отношений.

Взаимоотношения педагога с учащимися.

3.1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

3.2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития учащихся.

3.3. Педагог воспитывает на своем положительном примере, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

3.4. Требовательность педагога по отношению к учащимся должна быть позитивной и обоснованной, являться стержнем его профессиональной этики. Педагог не теряет чувства меры и самообладания.

3.5. Педагог строит свою работу с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей ребенка на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.

3.6. Педагог выбирает деловой стиль общения с учащимися, основанный на взаимном уважении. Не унижает честь и достоинство учащихся ни по каким основаниям, в том числе, по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

3.7. Педагог является одинаково доброжелательным и одинаково справедливым по отношению ко всем учащимся.

3.8. Педагог выбирает методы работы с учащимися, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, коллективизм, толерантность.

3.9. При оценке поведения и достижений учащихся педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

3.10. Педагог справедливо и объективно оценивает работу учащихся, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.

3.11. Педагог обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учащимися, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

3.12. Педагог не злоупотребляет служебным положением, используя учащихся для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.

3.13. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни.

Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом

3.14. Педагог стремится к продуктивному и конструктивному взаимодействию с коллегами, оказывает взаимопомощь, уважает интересы других педагогов и администрации образовательной организации.

3.15. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в образовательной организации на основе принципов открытости и общего участия.

3.16. Педагог имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы коллег. Критика, высказанная в адрес другого педагога, должна быть объективной и обоснованной.

3.17. Педагог в процессе  образовательной  деятельности активно сотрудничает с психологами, врачами, социальным педагогом, логопедом,  родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учащихся.

3.18. Педагог имеет право получать от администрации образовательной организации информацию, имеющую значение для  работы. Администрация образовательной организации не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу педагога и качество его труда.

3.19. Педагог ответственно относится к поручениям администрации, связанными  с образовательным процессом, с результативностью работы всего педагогического коллектива. Дорожит честью коллектива образовательного учреждения.

3.20. За свои профессиональные заслуги педагог имеет право на поощрение от администрации образовательной организации.

3.21. Инициатива педагога в вопросах совершенствования качества образовательного процесса приветствуется в образовательной организации.

Взаимоотношения педагога с родителями (законными представителями) учащихся

3.22. Педагог должен быть всегда открыт для общения с родителями по профессиональным темам.

3.23. Педагог уважительно и доброжелательно общается с родителями (законными представителями) учащихся.

3.24. Педагог консультирует родителей (законных представителей) по вопросам образования учащихся.

3.25. Педагог не разглашает высказанное ребенком мнение о своих родителях или мнение родителей о своем ребенке.

3.26. Отношения педагога с родителями основываются на согласовании оценки личности и достижений ребенка.

3.27. На отношения педагога с учащимися и на их оценку не влияет поддержка, оказываемая их родителями образовательной организации.

Взаимоотношения педагога с обществом и государством

3.28. Педагог является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, образованным человеком.

3.29. Педагог стремится внести свой вклад в развитие гражданского общества.

3.30. Педагог понимает и исполняет свой гражданский долг и социокультурную  роль.

3.31. Педагог является гражданином, соблюдающим законодательство Российской Федерации.

3.32. Педагог не требует от учащихся дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Если педагог занимается оказанием платных образовательных услуг, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы вначале работы и закреплены договором.

Педагогическому работнику запрещается:

3.33. Передавать персональные данные об учащихся и его родителях третьей стороне без письменного согласия родителей.

3.34.Разглашать сведения личной жизни учащихся и его семьи.

3.35.Унижать в любой форме на классных родительских встречах, родителей, дети  которых отстают в учебе.

3.36.Выносить на обсуждение родителей конфиденциальную информацию с заседаний педагогического совета, других совещаний.

3.37.Удалять ученика с урока, если он дезорганизует работу целого класса, учитель может передать его дежурному администратору.

3.38.Предлагать учащимся дополнительные платные образовательные услуги, проводимые им или его коллегами, провоцировать создание иных ситуаций, приводящих к конфликту интересов участников образовательных отношений.

3.39.Собирать с родителей или учащихся денежные средства, кроме средств, необходимых для проведения экскурсий, посещения театров, выставок, музеев, организации питания.

Раздел 4. Заключительные положения

4.1. При приеме на работу руководитель образовательного Учреждения должен проинформировать педагога о действиях в пределах его профессиональной компетенции, ознакомить под роспись с содержанием квалификационной характеристики, кодекса профессиональной этики педагога.

4.2. Нарушение положений кодекса профессиональной этики педагога рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного Учреждения, а при необходимости – на заседании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений  общеобразовательного Учреждения.