Страница обновлена 07.10.2021

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы

Страница обновлена 07.10.2021
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы

Психологическое просвещение

Ваш ребёнок!

Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильных и порой противоречивых чувств, как его собственные  дети. С одной стороны, дети приносят в нашу жизнь смысл, надежду на будущее, множество маленьких и больших радостей, счастливых минут. С другой стороны, они же оказываются ис­точником жестоких разочарований, тревог, нерешен­ных и не решаемых проблем. Воспитывать ребенка всегда трудно. А иногда возникают проблемы слишком серьезные, с которы­ми не справиться самому.

С чем связаны эти пе­реживания родителей?

Насколько оправданы их тре­воги?

Почему родителям бывает трудно общаться и понимать своего ребёнка, и кто в этом виноват?

Прежде всего, важно понять, на что жалуются родители, что больше всего их волнует, что не устраивает их в ребенке.

Чтобы ответить на этот вопрос, были проанализи­ровани карты детей, составленные на основе анкетного опроса родителей, ко­торые обращались или никогда не обращались за помощью к психологу.

Анкетный опрос проводился на добровольной основе. Всего было проанализировано 137 карт детей в воз­расте от 5 до 11 лет. Показательно, что две трети детей во всех возрастах – мальчики.

При анализе карт учитывалось: возраст и пол ребенка, характер, направленность и сфера неадекватного про­явления поведения, которые видят в ребёнке родители. В анкетах, а также при анализе полученных данных были выделены четыре основные группы проблем, с которыми сталкиваются родители в воспитании детей.

Первая группа - внутриличностные проблемы ребенка, то есть то, от чего, по мнению родителей, страдает он сам:

- сензитивностъ ребенка, то есть чрезмерная чувствительность, боязливость, обидчивость, страхи;

- эмоциональная неуравновешенность, ре­бенок часто плачет без особой причины, у него резко меняется настроение, он бывает раздражительным и агрессивным;

- болезненные симптомы, тики, нарушения сна, энурез, заикание;

- слабость воли, ребенок никуда не хочет ходить, у него нет устойчивых интересов;

- неадекватное поведение, или странное поведение, ребёнок не умеет вести себя на людях, стесняется выступать или, наоборот, постоянно хвастается и де­монстрирует свои достижения.

Вторая группа - трудности во  взаимодействии родителей и ребенка:

- конфликтность в семье, возбудимость, вспыльчивость, раздражительность

 ре­бенка;

- упрямство ребенка, неуправляемость, негати­визм;

- асоциальное поведение ребенка — лживость, воровство, эгоизм.

- ревность к другим членам семьи, требует к себе повышенного внимания;

- замкну­тость, отчужденность, необщительность ре­бенка.

Третья группа - взаимодействие ребенка с другими людьми (взрослыми и сверстниками):

- соперничество, хочет всегда быть первым, страдает, если кто-то оказывается лучше его;

- эгоцентризм, не может уступить, постоянно ссорится и конфликтует со сверстниками;

- замкнутость, неуверенность в себе, стесни­тельность;

- агрессивность по отношению к сверстникам.

Четвертая группа - проблемы в учении или подготовка к нему:

- невнимательность, не­усидчивость, рассеянность, утомляемость,

  за­торможенность или, напротив, расторможенность ребенка;

- слабость воли, недостаточность произвольности в по­ведении ребенка;

- нежелание заниматься, неорга­низованность, несобранность,

  несамостоятель­ность;

-  трудности с письмом, плохая память, плохая готовность к обучению в школе.

Таковы основные проблемы, волнующие роди­телей, заставляющие их задуматься и обратиться к психологу.

Какие же из них являются самыми распространенными?

Что из пере­численных проблем больше всего волнует родительс­кое сердце?

Доми­нирующее место занимают проблемы в учебной дея­тельности и проблемы во взаимодействии родителей и ребенка (32 % и 31 % от общего числа проанализированных карт).

Затем идут внутриличностные проблемы ребенка (22 %).

Трудности взаи­модействия ребенка с другими людьми (15%).

Так, в дошкольном возрасте на первом месте оказались проблемы, связанные с подготовкой к уче­нию. Родителей больше всего беспокоят (почти по­ловина всех жалоб) медлительность или излишняя ак­тивность ребенка, его невнимательность и неусид­чивость, которые могут помешать ему в школе, его адаптации к школьной ситуации. На втором месте – внутриличностные проблемы ребенка, особенно свой­ственные девочкам. Родителей беспокоит несамосто­ятельность и зависимость детей, они хотят разрешить эти проблемы, чтобы облегчить их включение в учебу. Мальчики опережают девочек по эмоциональной не­уравновешенности, а девочки – по сензитивности.

В младшем школьном возрасте отмечается рост проблем во взаимоотношениях родителей (особенно матери) и ребен­ка. При этом удельный вес внутриличностных проблем и проблем во взаимодействии с другими  людьми

снижается, а удельный вес проблем в учебе растет. С поступлением ребенка в школу, родительские трудности во взаимоотношениях с ребенком связаны преимущественно с учением.

В это время родителей беспокоят: проявления психологической незрелости ребенка, непонятные черты поведения, что мешает ему учиться и проявлять ответствен­ность. Наибольший прирост жалоб приходится имен­но на слабость воли, недостаточность произвольнос­ти в поведении ребенка, несобранность, неор­ганизованность, несамостоятельность. Это говорит о том, что родители относятся к своему ребенку, прежде всего как к ученику и переживают, если он не соот­ветствует школьным стандартам.

К младшему подростковому возрасту продолжается рост проблем во взаимоотношениях родителей и ребенка, они выходят на первое место.

Параллельно с этим наблюдается очередной ска­чок проблем во взаимодействии с другими людьми вместе с резким повышением соперничества. Эти дан­ные могут свидетельствовать о смещении интересов подростка в сторону сверстников, что переживается матерью как отход, если не самоизоля­ция, от семьи.

Что касается самого подростка, то его больше начинает волновать, на­сколько его ценят и любят. Возрас­тает потребность в признании. Особо значимыми становятся тема дефицита внимания, который ребенок испытывает в семье (это касается се­мейного статуса ребенка), и тема сопер­ничества в отношениях (оно связано с темой самоутверждения вне дома: сре­ди сверстников, в школе, с другими зна­чимыми людьми).

В этом возрасте наблюдается мак­симальный перевес жалоб матерей мальчиков. Отмечается снижение чис­ла обращений родителей относительно асоциального поведения девочек и рост их у родителей мальчиков. У жалоб на внутриличностные проблемы детей об­наруживаются аналогичные тенденции: родителей мальчиков тревожат их эмоци­ональная неуравновешенность и сла­бость воли, а для родителей девочек роль этих проблем снижается. Это говорит о том, что возрастает значимость половых различий мальчиков и девочек, обо­стряются проблемы, стоящие за ними.

В общей картине обращений по поводу внутри-личностных проблем ребенка также наблюдается рост жалоб на слабость воли (это в равной степени касает­ся девочек и мальчиков). Таким образом, проблемы волевой сферы являются общими для этого возраста, они выражаются не только в учении, как главном в жизни ребенка 7-9 лет, но и затрагивают многое дру­гое.

В этом возрасте существенно обостряются про­блемы во взаимодействии с другими людьми, возрас­тает конфликтность в отношениях. При этом у девочек она возрастает в два с половиной раза, а у мальчи­ков — лишь в полтора.

В сравнении с предыдущим возрастом у родителей девочек уменьшается число жалоб на их сензитивность и рост жалоб на эмоциональную неуравновешенность. У родителей мальчиков наблюдается прямо противопо­ложная динамика этих показателей.

Родители девочек чаще сталкиваются с проявле­ниями агрессии дочерей, а родителей мальчиков вол­нует их стеснительность и несамостоятельность.

Внутриличностные проблемы ребенка и проблемы его взаимодей­ствия с другими людьми  волнуют родите­лей. Повышенные требования к ребенку, постоянная оценка его учебных успехов сказываются на характе­ре семейных отношений, порождая напряженность. Ребенок постоянно испытывает неуверенность в себе, ощущает свою несостоятельность, а то и комплекс вины испытывает- перед родителями, учителями, перед всем миром. Мать вечно переживает из-за не­достаточной успешности ребенка, из-за его неспособ­ности учиться «как надо», «как другие» и этими своими волнениями вводит его в еще более глубокое невро­тическое состояние.

Почему же так получается?

Почему переживания за ребенка, вызванные самыми лучшими побуждени­ями, приводят к таким тяжелым  последствиям?

Откуда берутся эти трудности и можно ли обойтись без них?

Бывают ли благополуч­ные, легкие дети? Можно ли избежать конфликтов со своим ребенком?

На эти и другие крайне важные во­просы отвечает Вам педагог-психолог МОУ ДОД Центра внешкольной работы, руководитель школы творческого  развития  «Семицветик» - Сафронова Светлана Олеговна.

В последнее время дос­таточно распространенной стала про­фессия практического психолога, задача которого – помогать человеку в ре­шении его личных и семейных проблем. Острота переживаний родителей выражается в числе различных жалоб, с которыми они (преимущественно матери)  приходят к  психологу. Очевидно, что эти жалобы отражают переживания, тревогу за будущее своего ребенка.

Чтобы понять причины этих достаточно серьезных проблем, нужно немного поговорить о том, как «устроено» родительское отношение и в чем его внутрен­няя конфликтность.

 

Детские возрастные кризисы.

Ничто не вызывает у человека столь сильных и порой противоречивых чувств, как его собственные дети. С одной стороны, дети приносят в нашу жизнь смысл, надежду на будущее, множество маленьких и больших радостей, счастливых минут. С другой стороны, они же являются источником жестоких разочарований, тревог, нерешённых и нерешаемых проблем. Воспитывать ребёнка всегда трудно. А иногда возникают проблемы слишком серьёзные.

С чем связаны эти переживания?                         

Насколько оправданы тревоги?

Почему родителям бывает трудно понять своих детей?

Возрастные кризисы - это период изменения системы взаимодействия ребенка с окружающими. Кризисные периоды возникают в то время, когда кардинально меняется вид деятельности ребенка: появление игры, затем смена игровой деятельности на учебную и т.д.  Под кризисом обычно понимается время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Для кризиса характерно:

- изменение социальной ситуации развития;

- неотчетливость границ;

- наличие конфликта с окружением;

- наличие нарушений в развитии.

Детские возрастные кризисы неизбежны и являются необходимым и полезным шагом в развитии ребенка. В период детского возрастного кризиса ребенок вырабатывает новые качества и стереотипы, переходит на новую жизненную ступень. Миновать детские возрастные кризисы невозможно, практически все дети проходят этот этап. Разница лишь в проявлении: для одних возрастной кризис проходит проще, для других сопровождается более серьезными проявлениями характера.

Каковы причины возникновения таких детских возрастных кризисов?

Ребенок растет, взрослеет, у него появляются новые потребности – старые условия их удовлетворения уже не приемлемы. Чтобы дать понять родителям, что ему нужны новые условия для существования, дитя становится капризным.

Как правило, ребенок переживает пять возрастных кризисов:

рождение,1 год, 3 года, 6-7 лет (при поступлении в школу), 13 лет (кризис подросткового возраста).

Первый детский возрастной кризис, связанный с рождением, возникает потому, что ребенок попадает в незнакомый мир. Ему приходится приспосабливаться к новым условиям жизни.

Кризис одного года является ступенью на пути от младенчества к раннему детству. У ребенка появляется речь, ходьба, первые проявления воли, а, следовательно, первые акты протеста.

Когда ребенок приближается к трехлетнему возрасту, его воля и осознание своего «я» практически сформированы. Теперь ребенок все чаще хочет «я сам». Чаще всего противоречия возникают на почве того, что малыш уже вовсю различает понятия «должен» и «хочу».

С поступлением ребенка в школу происходит очередной детский возрастной кризис 7 лет. Теперь ребенок учится социальной адаптации. В какой-то мере он теряет свою детскую наивность, учится скрывать свои чувства и переживания. Он еще не привык к такому взрослому миру – поэтому часто ощущается упадок сил как физических, так и эмоциональных.

Кризис 7 лет – период активного усвоения ролей, начиная с 4 лет, ребенок усваивает социальные и половые роли. Ребенок «принимает» на себя мужскую или женскую роль на примере родителей,  мальчики становятся более властными, агрессивными и подражают во всем отцу, а девочки, подражая маме, становятся более мягкими и женственными. В данном возрасте впервые появляется совестливость. Это на прямую зависит от того, как к ребенку относятся родители. Как родители развивают и формируют проявление совестливости или не акцентируют на этом внимание. Возраст 7 лет характеризуется тем, что детская непосредственность и импульсивность поступков сменяются интеллектуальной мотивацией действий. Теперь между переживанием ребенка и его поступком есть интеллектуальный компонент. В 7 лет ребенок четко осознает свое эмоциональное состояние, он понимает что значит «я – рад», «я – сердит» или «я – добрый». Переживания ребенка обретают смысл для него и возникает новое отношение к себе, благодаря чему появляются такие новообразования, как самолюбие и самооценка. Растет уровень запросов к самому себе, к собственному успеху и своему положению в социуме. А теперь прибавьте к этим новшествам поступление в школу и новые требования, предъявляемые взрослыми. Много нового приходится испытать ребенку в 7 лет, не всегда просто адаптироваться к изменениям жизни. Кризис 7 лет зачастую очевиден для родителей, ребенок становится капризным, начинает манерничать и вести себя не так, как обычно. При этом ребенок может отказываться ходить в школу, делать уроки и подчиняться дисциплине. Все дело в том, что ребенок взрослеет, постигает себя и свои переживания, усваивает социальные и половые роли, ищет и занимает «свое место» в кругу сверстников.

Кризис подросткового возраста – самый яркий. Ребенок начинает воспринимать себя как взрослого, стремится взять на себя ответственность, доказать взрослым свою независимость, что влечет за собой нарушение дисциплины поведения. Проявляется стремление подростка к одиночеству, самоизоляции. Подростковый кризис также связан с дифференциацией внутренней и внешней стороны личности. Но здесь она осуществляется в гораздо более глубокой и острой форме, поскольку имеющийся образ «Я» частично разрушается за счет изменений во внешности и мышлении, появления сексуальных интересов, стремления к взрослости, новых условий обучения. Подростку приходится осваивать внутренний мир, задавая себе вопросы: что я хочу, что могу, какова моя привлекательность для других, как меня видят другие, как сделать так, чтобы все заметили мою взрослость? Результатом подросткового кризиса становится новая взрослая идентичность, интегрирующая представление о сексуальных возможностях, новом уровне развития мышления и социальной позиции.

На заметку родителям:

  • Отнеситесь с пониманием к трудному и необходимому периоду в жизни Вашего ребенка, поддержите его, дайте понять, что все, что с ним происходит объяснимо и Вы всегда рядом, чтобы дать совет.
  • Ребенок не должен чувствовать себя тем, к кому только предъявляют требования и не понимают его состояние. Разговаривайте с ним, разбирайтесь вместе во всех возникающих трудностях.
  • Будьте примером для своего ребенка, помните, что поведение, соответствующее ролям в обществе, он «возьмет» с Вас, подумайте, совпадает ли Ваше желание, как ребенок должен себя вести и Ваше собственное поведение.

Как вести себя с ребенком, переживающим детский возрастной кризис?

  • Любите своего ребенка и уважайте его. Не просто любите, а проявляйте это на деле чаще проводите вместе время, разговаривайте на различные темы, целуйте его и обнимайте.
  • Родители должны выработать одни и те же требования к ребенку, чтобы он не оказался «меж двух огней».
  • Позвольте ребенку быть самостоятельным, совершать ошибки, ведь именно на них ребенок учится, как правильно поступать.
  • В форме игры старайтесь направить действия малыша в мирное русло. Одного «так делать нельзя» не достаточно. Объясните ребенку, почему нельзя и предложите альтернативу, как можно.
  • Проявляйте уважение к пространству ребенка. Прежде чем взять его вещь – спросите разрешения. Говорите «спасибо», если ребенок Вам помог чем-либо.
  • Подводите ребенка к правильному решению, но так, чтобы оно все же было его решением, а не Вашим настоянием.

Помните, что детский возрастной кризис пройдет, но как он скажется на развитии Вашего ребёнка – во многом зависит от родителей.

Посмотрите на своего ребёнка более внимательно. Пусть его проблемы и неудачи, если такие существуют, станут для вас общими, тогда вы вместе легко с ними справитесь. Однако, если Ваши воспитательные воздействия и родительская поддержка не приносят результата, причины и пути выхода из сложившейся трудной ситуации Вы сможете найти совместно с психологом и педагогами.